Почему судьба складывается так, а не иначе? Ведь порой нужно просто сказать правду, сказать все, что на душе. Но это не так уж и просто. И потому все так сложно.
Тема маленького человека – одна из самых привлекательных в отечественном кинематографе. Но режиссер Николай Досталь в фильме «Облако-рай» раскрывает ее с совершенно неожиданной стороны. Почему наши поступки противоречат нашим желаниям, а исполнение желаний не приносит долгожданного счастья...
Картина снята будто на «домашнюю камеру». Она словно воплощает концепцию «киноправды» Дзиги Вертова: жизнь показана такой, какая она есть, без грамма киношного грима. «Облако-рай» – дитя девяностых. Кино в это время обнажает человеческую суть, оно агрессивно. Но здесь нет и намека на жестокость. Напротив, фильм тянет за собой шлейф советских трагикомедий, заставляя смеяться и плакать.
Кажется, вся страна собралась в одном маленьком провинциальном городке. Город, как и его обитатели, – скучный и усталый. Разговоры вязкие и однообразные. Коля (Андрей Жигалов) – человек простой, незамысловатый и, кажется, из тех, кто мутит воду. Он переполнен жизненной энергией (не с кем поделиться!) и всем порядком надоел. «Ну, может, чего новенькое скажешь?», – засыпая от скуки, с трудом произносит Валя (Ирина Розанова). И Коля (из добрых побуждений) сообщает друзьям о том, что уезжает на Дальний Восток. В мгновение ока весть облетает весь «оцепеневший» городок, и вот уже каждый считает своим долгом собрать Колю в дорогу.
Коля, сам того не ведая, близок к исполнению почти угасшей мечты обитателей общежития, которым все равно, «будет дождь или не будет», – изменить свою жизнь. Но они задушили в себе желание что-то менять. Люди здесь – деревья. Они приросли к месту (из-за трусости, преданности своим корням? Нет. Скорее, по привычке) – так всю жизнь и проживут в ветхой пятиэтажке, тихо мечтая о лучшей доле. Их поезд не тронется с места, а Колин автобус уже подъезжает. Уж русский-то человек, как никто, умеет радоваться за ближнего!
Герой Андрея Жигалова, казалось бы, совсем не герой. Он робок, малообразован, надоедлив. Но стоит услышать его написанную сердцем песню, и мы видим одинокого Колю, способного любить и мечтать. Его душа не помещается в обшарпанной комнатушке: оставаясь наедине с собой, он обретает свободу. Н. Досталь превращает потолок Колиной каморки в небо в облаках, отпуская его, все время ютившегося в «коробке», в безграничное, уводящее ввысь, пространство.
Он ломает себя на радость окружающим. Приносит, можно сказать, в жертву. Ну чем не герой?
Колин характер оттеняют и другие персонажи. Валя Ирины Розановой – простая, земная женщина, порывистая и откровенная. Сергей Баталов в образе Феди – нелепый в своем искреннем желании стать первым среди участников события, но добродушный – вызывает и жалость, и сочувствие. Алла Клюка (Наталья) – любящая, но требующая от Коли невозможного – умения выражать свои чувства. Актеры настолько органичны, что язык не поворачивается сказать о них «играют». Они точно поселились в своей пятиэтажке и прожили в ней долгие годы...
Может показаться, что все, особенно лучшие друзья Коли – Валя с Федей – рьяно выпроваживают его, но нет, они по-настоящему рады волевому решению Коли. Он подарил им мечту. Это осознают и Коля (так и не решится сказать правду), и Валя (достает из закромов пестрое, пропахшее нафталином платье), и Федя (как мальчишка, увлечен изучением глобуса), и даже сосед, одолживший у Коли десять рублей «до пенсии» и прибежавший к автобусу, чтобы вернуть долг.
«Облако-рай» Николая Досталя – старое доброе... постсоветское кино, показывающее, что все беды человека – в его неумении говорить. Нелепость? Но ведь Наталья и Коля – наглядный тому пример. Они расстаются именно
из-за неумения объясниться, выразить свои чувства. Вовремя не сказанные друг другу слова фактически ломают им жизнь.
Почему судьба складывается так, а не иначе? Ведь порой нужно просто сказать правду, сказать все, что на душе. Но это не так уж и просто. И потому все так сложно. Нас все время что-то сдерживает в попытках объясниться. И если «Облако-рай» чему и учит, так это тому, что не нужно молчать. Говорить, говорить, не сдерживая чувств! Поскольку то, что у человека на сердце, и есть человеческая жизнь.
Виктория Туркина, студентка 1 курса кафедры журналистики